Печать

"Радиосвязь - это просто"

Нет передачи на радиостанции и почему нужна настройка антенны!

Многие клиенты, решив установить себе в автомобиль радиостанцию, ограничиваются  походом в магазин и покупкой комплекта оборудования, т.е. радиостанции и антенны. И лишь немногие слышали, что после приобретения и установки антенны на автомобиль, ее необходимо настроить (согласовать). Пренебрегать данной процедурой, не в коем случае, нельзя! Во-первых, именно настроенность антенны влияет на качество радиосвязи. Во-вторых, не настроенная антенна негативно влияет на радиостанцию и рано или поздно рацию придется нести в ремонт.

Ниже описан интересный случай, который показывает, к чему приводит не рабочая или не настроенная антенна.

«Четыре года назад приобрел рацию Megajet MJ-600 и антенну Optim CB-2001. После покупки антенну пропаяли, доработали и настроили, и за 4 года периодического использования,  все работало без проблем. В основном использовалась летом при поездке в отпуск. Сейчас появилась проблемка. Прием есть (отличный), когда сам веду передачу, от меня принимают только шипение.
Решили искать проблему в антенне. Проверили все: сняли антенну с кронштейна, разобрали, воды и признаков окисления не обнаружили, все было в смазке литола ( как в самом начале после доработки), за четыре года все осталось в первозданном виде! Прозвонили кабель – звонится. Разобрали катушку, там тоже все нормально, литол и герметик свою защиту выполняет.
Все установил на место, начали проверять, через несколько попыток друг меня услышал, но кратковременно, передача опять пропала.
Установили мою рацию в машину к товарищу, а его ко мне в машину. С рации товарища и с моей антенной передача проходит. Значит, моя антенна работает нормально. А моя рация теперь уже с машины товарища, по-прежнему не хочет вести передачу. Прием есть.
Сняли тангенту, прочистили контакты. Разобрали, прозвонили все шесть контактов. Все звонится.

Проблема осталась. Расстояние между антеннами при тестировании метров десять, тестировали и на расстоянии до километра. Результат одинаков.

Сдали радиостанцию на диагностику. Результат - сгорел выходной каскад.

Рацию в ремонт, антенный кабель на замену, антенну на настройку».

Из приведенного выше  рассказа понятно, что человек в принципе все сделал правильно. Выбрал хорошее оборудование, настроил антенну и даже доработал ее (пропаял и обработал литолом).  Как результат этих действий, он достаточно долго и успешно пользовался радиосвязью, и был доволен ее качеством. Проблема здесь оказалась  в следующем. Часть антенного кабеля в том месте, где входит внутрь салона автомобиля, сильнее всего подвержена окислению и гниению, т.к. в этом месте имеет место перепад температур. Более высокая температура внутри салона авто и более низкая снаружи (зимой). Окисленный и сгнивший антенный кабель может прозваниваться, но вовремя передачи сигнала в эфир не отрабатывать на все 100%, отсюда слишком высокий КСВ (коэффициент стоячей волны – просто говоря, показатель настроенности антенны). А высокий КСВ рано или поздно приводит к выходу из строя выходного каскада радиостанции.

Здесь кабель больше всего подвержен гниению и окислению.

Как климатические условия и время влияют на физическое состояние антенны.

Подводя итог, следует отметить, что после покупки врезной антенны, ее необходимо правильно смонтировать на автомобиле. Обеспечить хороший контакт на кузов автомобиля (массу), проложить кабель, чтобы его нигде не перетерло и не перебило. После установки антенну необходимо настроить (согласовать).  Для сохранения качества связи в дальнейшем радиолюбители советуют периодически проверять физическое состояние антенны, контакт на кузов авто (массу), состояние антенного кабеля и настроенность антенны. Делать это можно один раз в шесть месяцев (в идеале каждый квартал, т.к. 4 сезона и каждый со своими погодными особенностями).

Надеемся, что данная статья поможет многим читателям почерпнуть необходимый минимум знаний, как отсрочить или вовсе исключить визит к радиомастеру.