Виды навигаторов и принцип его выбора.

Печать

GPS-навигатор - это устройство, принцип работы которого основан на принятии и обработке спутниковых сигналов системы навигации. В зависимости от полученных данных навигатор определяет координаты и дополнительные свойства объекта. Полученные данные, в зависимости от типа навигатора, могут представлять собой точку месторасположения объекта на карте дисплея или отображаться в виде точных координат – широты, долготы, реже высоты. Общедоступность систем позиционирования (GPS, ГЛОНАСС) привело к массовому выпуску навигаторов, основным назначением которых является вычисление текущего местонахождения и определение скорости движения объекта. Все это в совокупности с широким спектром дополнительных возможностей позволяет чувствовать себя вполне уверенно в незнакомой местности. Основа навигации заключается в определении координат местоположения отдельного объекта, оснащенного GPS приемником. Это происходит при помощи сигналов, которые поступают от орбитальных спутников находящихся в данный момент в зоне видимости.

Основные типы навигаторов

В зависимости от применения все навигаторы можно разделить на несколько основных категорий:

Автомобильные GPS-навигаторы

Автомобильные навигаторы – это самые популярные и широко применяемые навигационные устройства, спрос на которые постоянно увеличивается, благодаря функциональности, удобству и компактности устройств. Наличие цветного дисплея, большой выбор карт, питание от бортовой сети автомобиля, голосовое сопровождение являются основами автомобильных навигаторов. Автомобильный навигатор обладает следующими основными возможностями:

Так же у навигаторов существует довольно широкий спектр дополнительных функций помимо навигации – практически все в разумных пределах того, что вы можете представить. Например, навигаторы могут быть снабжены картой памяти, а вдобавок к этому поддерживать просмотр фотографий и видеозаписей. В некоторых случаях может проигрываться музыка. Бывают также модели со встроенными играми. Все это, разумеется, не блещет удобством, зато вполне способно занять вас в дороге. Иногда полезными могут оказаться встроенные офисные и подручные программы. Относительно важным параметром является поддержка Bluetooth, что обеспечивает возможность связи с другими устройствами. Примером такой связи является hands-free. Подключаясь по Bluetooth к телефону, навигатор работает в качестве громкоговорителя. Наличие Bluetooth также необходимо для связи с Интернетом, которая, в свою очередь, нужна, например, для получения информации о пробках.

Характеристика автомобильного навигатора

  1. Карта Navitel: Россия, Украина, Белоруссия. (возможность загрузки ещё разных стран)
  2. Виды карт: Navitel, Garmin XT, MioMap, Автоспутник, City Guid, IGO
  3. Фото: (форматы: JPEG, BMP, GIF, PNG).
  4. Видео: (форматы: ASF,AVI, MP4, 3GP, WMV), МР3 (форматы: MP3, WMA, WMV).
  5. Текст: (TXT), flash
  6. Bluetooth - разные версии
  7. GPRS - разных классов
  8. WiFi - беспроводные сетей на базе стандарта IEEE 802.11.
  9. Интернет браузер
  10. АКБ: Li-pol, Li-ion
  11. Процессор: SiRF Atlas, Centrality Atlas
  12. Дисплей: TFT LCD (3.5” 5” 4.3" и далее)
  13. Windows: СЕ
  14. GPS приёмник
  15. Время автономной работы: до 5 часов
  16. Встроенные игры
  17. Рабочие температуры: от -20°С до 70°С

От чего в основном складывается цена:

Портативные (туристические) навигаторы разработаны специально для профессиональных спортсменов, туристов, рыболовов и охотников. На экране портативного навигатора можно просмотреть информацию о маршруте, рельефе местности, высотах и глубинах, а также другую необходимую путешественнику информацию.

В отличие от автомобильных навигаторов портативные устройства имеют ряд определенных отличий:

К тому же портативные навигаторы дополнительно комплектуются встроенным барометрическим высотомером, электронным компасом, календарем охотника и рыболова, а также солнечным и лунным календарями.

Характеристики портативных GPS навигаторов:

  1. Спутниковая система:GPS
  2. Тип дисплея: ЖК
  3. Время автономной работы, ч: до 16
  4. Поддержка WAAS: DGPS, USCG и WAAS
  5. Базовые карты: Точечная карта мира
  6. Количество путевых точек/местоположений: в среднем 600шт
  7. Емкость путевого журнала (TrackLog), точек: в среднем 2500
  8. Функция автоматической прокладки маршрута
  9. Функция поиска обратного пути TracBack
  10. Возможность подключения выносной антенны
  11. Электронный магнитный компас
  12. Барометрический высотомер
  13. Интерфейсы (в т.ч. и для подключения к ПК) COM
  14. Наличие Bluetooth
  15. Просмотр картинок
  16. Встроенные игры
  17. Встроенные таблицы: Календарь охотника и рыболова; времена восхода/захода солнца и луны
  18. Условия эксплуатации: от -15ºC до +70ºC

От чего в основном складывается цена:

Хорошие и подробные карты - это самое главное для навигатора. При использовании устаревших или некачественных карт теряется весь смысл GPS. Электронные карты, используемые в навигаторах, бывают растровые и векторные.

Растровая карта

Растровые карты представляют собой снимок местности со спутника, и качество карты напрямую зависит от качества исходного снимка. Подобные карты довольно неудобно использовать для автомобильной навигации. Во-первых, довольно проблематично найти хорошие исходные изображения, так как наиболее качественно представлены только большие города. Во-вторых, для прокладки маршрута по такой карте необходима точная привязка к координатам, выдаваемым GPS-навигатором. Список недостатков можно продолжать, но явных плюсов для автомобильной навигации в использовании растровых карт нет.

Векторная карта

Векторные карты представляют собой базу данных, содержащую информацию о местности в виде точек, линий, многоугольников. В отличие от растровых карт, которые, по сути, являются фотографиями местности, векторные похожи на чертеж или схематический план. Благодаря такому представлению не существует никаких проблем с масштабированием векторных карт: любой участок может быть неограниченно увеличен без потери качества. Помимо географических данных векторные карты могут содержать любую дополнительную информацию, которую разработчики сочтут нужным добавить: номера домов, названия населенных пунктов, водоемов и т. д. Прелесть векторных карт состоит также в том, что можно самостоятельно добавлять необходимые точки на карту и помечать их. Для автомобильной навигации векторные карты значительно удобнее растровых. Производители карт регулярно (в среднем раз в квартал) обновляют, добавляют и актуализируют информацию.

Для автомобильной навигации векторные карты значительно удобнее растровых. Производители карт регулярно (в среднем раз в квартал) обновляют, добавляют и актуализируют информацию. К векторным картам можно подключать дополнительные информационные базы, значительно облегчающие ориентирование.

Система ГЛОНАСС

Сегодня для определения точного времени, скорости движения и месторасположения воздушных, морских, сухопутных и объектов других видов используется ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система, позволяющая с помощью приборов определять дату и время, координаты, траекторию и скорость движения объектов.  Российская система навигации ГЛОНАСС в отличие от американского аналога GPS (Global Positioning System), известного также под названием NAVSTAR, изначально разрабатывалась как система двойного назначения, предназначенная не только для решения задач национальной безопасности, но и для производственных и гражданских нужд.

Система ГЛОНАСС применяется в следующих сферах:

Архитектура ГЛОНАСС

ГЛОНАСС включает в свой состав несколько модулей. Это:

Подсистема космических аппаратов состоит из орбитального комплекса, который включает 24 НКА (навигационный космический аппарат), распределенные для максимального покрытия земного пространства по трем орбитальным плоскостям на высоте 19100 км и периодом обращения 11ч.15м. Каждая орбитальная плоскость содержит 8 НКА которые также сдвинуты относительно навигационных космических аппаратов другой орбитальной плоскости. Создание данной конфигурации позволяет обеспечивать максимальное покрытие околоземного пространства и земной поверхности навигационным полем. Подсистема контроля и управления производит сбор и анализ данных контролируемых объектов, поддерживает требуемые параметры и следит за общей функциональностью всей системы. Аппаратура спутниковой навигации и аппаратура потребителей НАП – это устройства и приемники сигналов навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС, предназначенные для определения собственных координат времени и скорости движения. В отличие от ГЛОНАСС американская система GPS содержит орбитальную группировку из 28 космических аппаратов, период обращения которых составляет 12 часов, при высоте орбиты спутника в 20000 км.

Орбитальный сегмент, охватываемый спутниками ГЛОНАСС.

Достоинства и недостатки ГЛОНАСС

Принцип работы системы ГЛОНАСС и GPS по определению времени, маршрута и местоположения практически идентичен, однако спутники ГЛОНАСС благодаря не синхронному вращению позволяют сделать работу российской навигационной системы более устойчивой, что в свою очередь дает возможность избежать постоянных корректировок, каждая из которых является довольно дорогостоящей процедурой. Недостатком является то, спутники ГЛОНАСС имеют меньший срок эксплуатации по сравнению со спутниками GPS, что требует дополнительных затрат на их ремонт и замену. Система ГЛОНАСС в отличие от GPS, которая работает на частотах L1 и L2, использует L и Ц полосы частот. Частотное разделение позволяет повысить помехоустойчивость и надежность системы. Использование частотного разделения стало причиной увеличения мощности спутникового сигнала, что дает системе ГЛОНАСС ряд преимуществ при контроле объектов в сложных условиях наблюдения. Также следует отметить, что ГЛОНАСС более точно определяет местоположение в полярных широтах.

Согласно последним данным сравнительного тестирования двух навигационных систем можно сделать вывод о том, что ГЛОНАСС еще значительно уступает GPS системе по скорости и точности определения месторасположения. Погрешность спутников GPS составляет от 1 до 4-х метров, тогда как у российской системы данный показатель составляет 5-8 метров.

Перспективы развития ГЛОНАСС

В ближайшие годы запланирован ряд мероприятий направленных на улучшение точности определения координат. Согласно плану будут проведены следующие работы:

На конец 2013 – начало 2014 года намечен запуск нового спутника «Глонасс-К2», а после 2015 года планируется запуск усовершенствованного спутника «Глонасс-КМ».

В качестве заключения хочется отметить что, не смотря на явное преимущество GPS при выборе навигационного оборудования необходимо отдавать предпочтение моделям навигаторов с одновременной поддержкой и GPS, и ГЛОНАСС. Во-первых, это значительно сократит время инициализации и значительно повысит надежность результатов определения. А во-вторых, глобальная зависимость от системы GPS в случае ее отключения, превратит высокотехнологичные навигационные приборы в совершенно бесполезные устройства.