Раздел 3. Дальность связи.
Вопрос «о дальности» - третий по значимости для Покупателя, после «регистрации» и «цены».
Однако, регистрируют рации далеко не все, да и цена для многих не является «определяющим» покупку фактором. Мы перечислим факторы, влияющие на приѐм и передачу, рассмотрим реальные ситуации на трассе и проблемы с «дальностью», с которыми Вы к сожалению сталкивались.
Во первых, следует различать:
- «дальность двусторонней связи», то есть – расстояние уверенной связи между парой автомобилей;
- от «дальности передачи» - или, на каком расстоянии Вас слышно;
- и «дальности приема», - на каком расстоянии можете принять Вы..
Обычно, водители «слушают» обстановку на трассе, поэтому начнѐм именно с «дальности приѐма».
1. « Дальность приѐма» - результат сложения 6-ти «физических» и одного «неудачного человеческого» факторов:
Она зависит от «физической» высоты установки антенны на автомобиле и качества еѐ монтажа;
- от состояния (физического износа) самой антенны;
- от состояния настройки антенны на рабочую частоту;
- от уровня помех в эфире в месте нахождения автомобиля;
- от качества электропитания радиостанции, а именно – от уровня и характера помех приѐму в проводке;
И от чувствительности приѐмника Вашей новой рации ...
Почему на последнем месте в списке зависимостей находится чувствительность новой рации на приѐм? Зависимость «дальности приѐма» от состояния антенны, помех и питания несравнимо большая, чем от чувствительности новой рации. Почему, говоря о чувствительности рации, везде добавляется слово «новой»? Под словом «новой» мы подразумеваем, что рация «исправна», что в неѐ никто не лазил, не крутил сердечники катушек и органы подстройки внутри неѐ, что она не выработала «ресурс», не была «пролита водой» и прочее.
И, самый главный, СЕДЬМОЙ фактор:
Наиболее отрицательное влияние на дальность приѐма оказывает наличие в кабине автомобиля «человеческого» фактора:
- завѐрнутый этим « фактором» вправо до упора регулятор «шумопонижения», или «не вовремя нажатая» кнопка автосквелч, может снизить дальность приѐма в РАЗы.
Немного о том, от чего дальность приѐма не зависит:
Во первых, дальность приѐма не зависит от степени «раскрутки» Торговой марки производителя рации;
Любые рации любого Производителя, если находятся в одинаковых условиях, принимают практически, на одном и том же расстоянии. Различается лишь громкость и качество звука у разных моделей раций.
Во вторых, дальность приѐма не зависит от подключения между рацией и антенной усилителя на передачу. От наличия такого усилителя может зависеть дальность передачи. Уверяю Вас, «слышать дальше» с усилителем передачи Вы точно не станете. С тем, что влияет на дальность приѐма мы разобрались, теперь –
Тема номер два: «Дальность передачи»
Она, как и дальность приѐма - «плод совокупности» факторов и зависит:
- от качества электропитания (от нагрузочной способности адаптера и «достаточности» сечения проводов питания рации);
- от высоты установки и качества монтажа антенны;
- от физического состояния антенны и настройки на рабочую частоту;
... и от мощности радиостанции «на передачу».
Снова «на последнем месте» - Заводская характеристика рации – мощность передачи.
На практике, разрешѐнных 4 ВАТТ выходной мощности вполне достаточно для передачи оперативной обстановки на расстояние до 10-ти километров.
Теперь, о связи между двумя автомобилями:
3. Проблему «двусторонней связи» рассмотрим на примере стандартной ситуации:
Допустим: Два грузовика, оба с исправными рациями и настроенными антеннами, разъезжаются;
Каждый из автомобилей двигается со скоростью 90 км/ч.
После встречи пообщались по рации 4-5 минут, но показалось что не долго.
На каком расстоянии кончились «шесть минут»?
Считаем: - за 5 минут они разъехались, каждый на 7,5 км, что в сумме составит 15. Поэтому связь и пропала.
Вывод: Если «при разъезде» время связи оказалось менее 3-4 минут – у Вас есть повод «навестить» радистов, Однако, лучше «навестить» того, кто продавая Вам рацию, «обещал» 50 километров двухсторонней связи.
Вот несколько «клинических» ситуаций, связанных с дальностью:
Проблема из разряда «... мне кажется... что одного я слышу - а другого нет...»
Это первая по значимости проблема на тему «дальности».
Обычно, если такое кажется, покупают новые рации, антенны и регулярно посещают радистов с целью «кусания антенн». Однако, несмотря на регулярность «кусаний» и покупок раций и антенн, качество связи оставалось прежним, то есть –- как слышали одного, так другого и не слышим.
Ответ:
И тот, кого Вы слышите, и другой – кого не слышно Е Д У Т В П А Р Е.
Один из ПАРЫ исправен. Его ВЫ слышите.
Другой из ПАРЫ неисправен, поэтому его не слышно.
Между ними расстояние 100-200 метров, поэтому они слышат друг друга.
Пока на трассе есть автомобили с неисправным радиооборудованием эта проблема «одного не слышу» решена не будет.
Проблема №2: «мне кажется ... другие слышат, а я нет...»
Разбирѐм по очереди все влияния «на приѐм», сравнив Ваш автомобиль с автомобилем того, кто слышит:
- высота установки антенны на Вашем автомобиле и качество еѐ монтажа у Вас такое же, как у того кто слышит?;
- состояние (физический износ) самой антенны у Вас такое же, как у того, кто слышит?;
- настройка антенны на рабочую частоту у Вас такая же, как у тех, кто слышит?;
- регулятор шумопонижения у Вас в таком же положении, как у тех, кто слышит?;
- Ваша радиостанция исправна?
- Ваш автомобиль заглушен?
- Автономка выключена?
- Ваш сотовый не заряжается от прикуривателя в данный момент?
- Ваш автомобиль именно той-же модели, именно той-же комплектации и качество электропитания рации у Вас такое же, как у тех, кто слышит?;
- На Вашем «спальнике» сейчас никто не смотрит телевизор через преобразователь или не «сидит в Интернете»?
У многих возникает вопрос: … а что, всѐ прямо так и влияет?
Ответ: ДА, влияет, но перечислено далеко не всѐ.
Попробуйте поставить сотовый на зарядку или включить телевизор одновременно с работой рации – почувствуйте разницу!
Вспомните анекдот на тему «купи козла – продай козла», ситуация точно такая же.
С легковыми автомобилями и проблемой «не слышу» всѐ гораздо и намного хуже. Добавляются «псевдоксеноны», активные телеантенны, навигаторы, сабвуферы., подсветки днища и, не поверите – даже ЭЛЕКТРОФОРЕЗНАЯ ПОКРАСКА КУЗОВА….
«Примерно так» разбирается каждый конкретный случай, при обращении с проблемой «мне кажется».
Клиническая проблема №3: «... МЕНЯ никто не слышит ...»
«Кажется» такое, когда на трассе нет никого и Ваш запрос «...ОТВЕТЬТЕ кто-нибудь...» либо адресован Вами «в никуда», либо не проходит «по слэнгу», принятому на трассе, или никому не интересен: «...а в ответ- тишина...». Это нормально.
Возможны несколько причин:
Причина номер один: «на дороге РЕАЛЬНО никого нет»;
Причина номер два: «именно ВАМ не хотят отвечать» так как запрос был сформулирован неудачно;
Отсутствие реакции на Ваш запрос не «тема» для Вашего беспокойства.
Если просто интересно, слышат ли Вас - попробуйте «продать солярку»...
Внезапное «оживление эфира» после «щедрого предложения» даст Вам понять, что с рацией «всѐ в порядке». Не убедил? - Добро пожаловать на рынок! Там клинические случаи «лечат» продажей новых раций и ответом из соседнего контейнера «…слышу тебя отлично, где ты купил такую мощную рацию…». Вы тоже такое слышали? До тех пор, пока на трассе отсутствует «производственная дисциплина» и присутствует «наплевательство» на проблемы коллег –отвечать будут не дружно и не всегда.
Если же случилось ЧУДО, и Вам ответили «...из ниоткуда» - до проблемы 12-15 минут «хода», если Вы едете 60-70 км/ч.
Очевидно, 15-ти минут будет более чем достаточно, чтобы своевременно «принять меры».
Эти 15-ти минут «запаса по времени» при скорости 60 км/ч составят 15 километров.
Дальность «от 7-ми до 15-ти км» соответствует «оперативной целесообразности».
Закрепим информацию «О ДАЛЬНОСТИ».
Итак, в каких случаях у Вас нет дальности на приѐм?
Случай номер один - если Вам передаѐт неисправный;
Случай номер два - если у Вас есть неисправность любого одного компонента системы связи, либо присутствует помеха приѐму.
Теперь о том, в каких случаях у Вас нет дальности передачи:
Она может отсутствовать по причине неисправности у Вас любого одного компонента системы связи:
1-е Когда в бортовой сети недостаточное напряжение - передачи нет.
2-е Когда неисправен передатчик рации или тангента;
3-е Когда неисправна антенна.
Итог:
Любого одного неисправного компонента системы связи достаточно, чтобы « пропала дальность» в любую сторону.
Теперь о том, что имеют ввиду, говоря что «дальность есть» и «сколько это в километрах»?
Итак, расстояние передачи:
Исправные рации с исправными антеннами при достаточном электропитании передают с грузовика на 7- 15- км. Иногда их слышно и на гораздо большем расстоянии, но такое происходит не часто.
Расстояние приѐма:
Исправные рации с исправными антеннами при качественном электропитании и отсутствии помехи принимают на 7- 15-ти км. Бывает, слышно намного дальше, однако настораживать должно снижение дальности приѐма менее 5-7ми километров.
Часто, задаѐтся вполне естественный вопрос: «почему для связи на трассе используется именно АМ?
Ведь в FM-е дальность приѐма и передачи намного выше, и помехи приѐму не так заметны?»
Действительно, в FM-е физическая дальность приѐма и передачи значительно выше.
Если лично Вам по какой то причине необходима большая дальность, Вы имеете полное право пользоваться режимом FM.
Вы даже можете выбрать любой канал связи в пределах настройки Вашей антенны и общаться на значительно большем расстоянии.
Однако, на 15-м канале в зоне «радиовидимости» радиусом от 7-ми до 15 километров одновременно находится несколько сот если не тысяча автомобилей. При увеличении дальности( с переходом в ЭфЭм) в эфире будет слышна КАША.
Поэтому, на 15-м канале «центральной сетки» общепринято использовать АМ именно с целью снижения дальности приѐма.
Более того, практикой использования раций определено, что существует «оперативно целесообразная» дальность связи.
Это «не менее 7-ми и не более 15-ти км». Информация об обстановке на автодорогах на расстояниях свыше 15-ти километров при средней скорости автомобиля 60 км/ч не является ОПЕРАТИВНОЙ.
АМ на трассе «придумали» для себя Американцы. Они знают, что является целесообразным, а что чрезмерным.
Для тех, кто не «проникся», предлагаю «открыть «шумодав» на МКАДЕ на 15-м канале и «насладиться обилием звуков».
Если Вам удастся понять хотя бы 10% услышанной информации – я очень удивлюсь.
Примерно «такую кашу» можно будет непрерывно слушать в любой части страны на автодорогах, если все перейдут в ФМ.
Аномальный или «сверхдальний приѐм».
Иногда наблюдается «аномальное распространение радиоволн», слышно массу «дальних» радиостанций на «чужом языке»;
чаще и более качественно «эту беду» слышно в «FM». Сверхдальний приѐм - природное явление, обычное для коротких волн.
Причины «аномалий» - высокая солнечная активность или грядущая смена погоды.
Любители «поговорить о погоде» занимаются сверхдальней связью, используя мощные усилители передачи.
Слышно бывает «службы такси» (в FM-е) на всех каналах.
Прекращается «это безобразие» также неожиданно, как и началось. Со сменой погоды.