Портативная рация на 27 Мгц, плюсы и минусы.

Печать

Многие автолюбители при выборе радиостанции хотят, чтобы она была компактная, с минимумом проводов (в идеале вообще без них) и конечно же негабаритная антенна. И при этом не теряла всех положительных свойств авторации на 27 МГц. Но возможно ли это?

Другими словами, сел в машину - работаешь как с авторацией, вышел из машины - маленькая рация в руке.
Все мы привыкли к удобству мобильных телефонов и хочется чтобы так же было и с рацией. Но мы забываем, что качество и мобильность этой связи обеспечивается десятками тысяч стационарных ретрансляторов каждый из которых сравним по стоимости со всем запасом раций в городе-миллионике. И ВСЁ ЭТО ВЫ ХОТИТЕ ЗАМЕНИТЬ ОДНОЙ МАЛЕНЬКОЙ РАЦИЕЙ?

В 90-е годы китайские производители сделали несколько моделей "универсальных" раций на 27 МГц, чтобы можно было работать на рации как с руки так и в машине.
На рынок выходили такие модели как Dragon SY-101+, President Randy II, Intek H-520 Plus, Альфа 27, СИБИшка UNI, MegaJet MJ-1101, MegaJet MJ-5501, Voxtel MR999 PRO, Alan 95+, Alan 42.

Скажем заранее, некоторые постепенно перестали производиться в том же виде как их стали производить в середине 90-х годов. Сегодня эти рация скорее годятся для музея радиосвязи чем для реального использования.
Давайте же разберемся, на примере последней модели СИБИшка UNI, почему переносные рации для работы полностью не заменят авторацию.

Радиостанция поставляется в красочной картонной коробке, внутри которой другая более жесткая коробка.
Комплектация весьма богатая:

Так же у радиостанции есть возможность подключения гарнитуры типа 0 (большинство гарнитур от Midland).

Функционал радиостанции не уступает другим автомобильным собратьям:

Дисплей радиостанции довольно информативный и отображает всю необходимую информацию начиная от номера канала, заканчивая уровнем принимаемого и передаваемого сигнала.

Всё логично и разумно.

В чем же подвох???

1. Первое на что стоит обратить внимание, это мощность. Стоит заметить, что мощность СИБИшки UNI всего 4 ватта, но это только при питании от прикуривателя. С батарейками или аккумуляторами радиостанция в режиме HI выдает, как правило, не более 2х Ватт, и очень быстро их садит.

2. Слабо эффективная штатная антенна. Мы знаем что для гражданского диапазона 27 МГц длина волны составляет 11 метров. Максимальный размер автомобильной антенны 2,7 метра — так называемая четверть. Все остальные антенны являются ее укороченными физически, но удлиненными электрической катушкой вариациями. При уменьшении размеров антенны падает и ее эффективность. Излучатель меньшей длины не является резонансным и теряет порой до 80% энергии передатчика. Тем не менее, ситуация несколько улучшается при использовании дополнительной антенны Radiosila PRO 27 BNC. По сравнению со штатной антенной она обладает длиной 360 мм., тем самым обеспечивая больший радиус действия.

Установка полноценной автомобильной антенны улучшит ситуацию. Но при использовании автоадаптера, штатную антенну надо отключать. Через шнур авто адаптера проходит коаксиальный кабель к внешней антенне. Однако, этот кабель явно тоньше обычного 50-омного коаксиала, и к тому же он скручен. Учитывая небольшую мощность, на выходе такого шнура будет довольно слабый сигнал. Так что, лучше подключать антенну к BNC через переходник BNC-PL259, а питание подавать как-то отдельно, например, через тот же автоадаптер, но антенный контакт в адаптере следует удалить. Использование такого приема увеличит радиус действия, но тогда по сути теряется ее портативность. И провода будут идти и на питание и на антенну.

3. Если говорить о ценах на переносные радиостанции, то тут следует заметить, что СИБИшка UNI на данный момент обладает самой низкой ценой среди портативных радиостанций СИБИ диапазона. При этом она ни чем не уступает, а где-то даже и превосходит своих собратьев. Которые значительно дороже.

Что же мы получаем в итоге? СИБИшка UNI, в прочем как и другие аналогичные радиостанции, спроектированы именно как носимые, а никак не возимые в автомобиле. С применением комплектного автоадаптера и дополнительной антенны теряется портативность.

Польза от такой радиостанции будет только при движении в колонне, где нет необходимости большого радиуса действия связи.

Но опять же хлопот в эксплуатации гораздо меньше у обычной, простой авторации, к тому же и стоимость её ниже как минимум в два раза чем у Алан 42.